Рейтинг:  5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 

Эльдар ИдрисовСегодня 24 августа в малом зале резиденции Губернатора Астраханской области под председательством главы администрации К.З. Шантимирова прошло совещание на тему: "О ситуации, сложившейся в астраханском мусульманском сообществе и мерах по профилактики и противодействию радикализации уммы Астраханской области". Поднятая проблема не утрачивает своей актуальности уже много лет. Были приглашены представители органов власти от силовых структур, образования, агентства молодежи, администрации города, также от религиозных и этнокультурных организаций. В своем докладе К.З. Шантимиров рассказал о тенденциях,  сложившихся в сфере регионального ислама, обратил внимание на факторы влияющие на радикализацию обстановки. После него выступили представители духовенства и этнокультурных организаций.


Сфера вероисповедания очень тонкая, возникающие конфессиональные проблемы всегда носят системный характер. На них оказывает влияние не только социальные проблемы и политические отношения, важными остаются сами духовные процессы протекающие в обществе. Так, понятно, что сегодня роль религии и интерес к ней сильно выросли. Мы наблюдаем очень много новаций в этой сфере, например, прозелитизм и распространение новых религиозных движений. Говоря о решении конфессиональных вопросов, мы должны обращать внимание как на религиозную деятельность, так и внерелигиозную деятельность, связанную с религией. Служители традиционных конфессий сегодня явно отстают от новых религиозных движений (сюда отношу не только псевдопротестантские организации, но и различные новые образований позиционирующие себя как мусульманские или православные сектантского типа) по формам и методам работы, особенно, в информационно-идеологической сфере.   Простой пример - islamdelta.ru. Это сайт Астраханского регионального духовного управления мусульман, которому явно много не хватает как информационному ресурсу. В тоже время можно обратить внимание на богатство информационной составляющей в соц. сетях, созданных самой молодежью (например, vk.com/islam_astrakhan) и др. Кроме этого, не помешало бы издание периодики (газеты или брошюры) и в целом литературы о региональной мусульманской культуре. Я бы обратил внимание на социальную роль служителей, особенно, на местном уровне. Ведь во многом от их позиции и действий зависят локальные конфессиональные процессы. Сегодня помимо хорошей религиозной подготовки, они должны обладать психологическими знаниями, знаниями по различным бытовым вопросам, также я думаю не помешает знание краеведения, культуры народов Астраханской области и т.д. Как и всегда у нас в России, кадры решают все! По опыту Астраханско-Енотаевской епархии я думаю будет не лишним создать молодежную мусульманскую организацию. Это обусловлено с одной стороны интересом молодежи к религии, с другой стороны поверхностным знанием основ веры, в частности, ислама. Кроме просветительской деятельности другое важное направление - это благотворительность. Также, как мне кажется, не помещают выработанные практические рекомендации  для руководителей этнокультурных объединений и др. по вопросам религии. Речь идет, как об характеристике традиционных основ, так и распознании нетрадиционных направлений, а также другие вопросы, касающиеся организационно-информационной работы в этом направлении.
Не последнюю роль также играет межконфессиональный диалог на всех уровнях. Как раз школьное нововведение "Основы религиозной культуры и светской этики" должно быть ориентировано именно на это, а не на укрепление знания в рамках одной религии. В Астраханской области как раз основная масса родителей и учеников выбрала модуль "Основы мировых религиозных культур", а не моноконфессиональные курсы. Сами разработчики программы уже поняли, что даже в рамках курса по одной религии надо включать уроки по характеристике других мировых религий.
Я думаю, если стремиться к решению проблемных аспектов, то это дело не одного дня и системного подхода

Живой журнал Эльдара Идрисова