Рейтинг:  5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 

Интервью с Андреем Вячеславовичем Сызрановым — историком-этнографом, исламоведом, преподавателем АГУ, руководителем Международного центра современных исследований «Каспий-Евразия»

Андрей Сызранов— Здравствуйте, Андрей Вячеславович! Расскажите немного нашим читателям об этнографии как науке, и почему Вы решили посвятить свою научную работу именно этой сфере?

— Этнография как наука занимается изучением народов мира, их традиционной культуры (обычаев, обрядов, верований и так далее). Так сложилось, что еще со студенческих лет я стал заниматься научными исследованиями. Повезло с наставниками. Начинал я с археологии, но со временем меня стали интересовать не «мертвые» артефакты, а «живые», но в то же время архаичные явления культуры народов Астраханского края, а именно — религиозные традиции. Первоначально это были мусульманские святые места нашего региона. Мой студенческий диплом был посвящен этой теме. Со временем я стал изучать всю мусульманскую историю и культуру Астраханского края, а затем и в целом этнографию народов нашего региона.

— Вы проводите экспедиции в ходе своих исследований или работа происходит в архивах?

— Да, работа ведется в обоих направлениях: анализ письменных источников (архивных и опубликованных) и сбор полевого этнографического материала, то есть экспедиционная работа. Здесь наш регион с богатыми народными традициями представляет огромный интерес для исследователя. А для исторических реконструкций важна серьезная архивная и источниковедческая работа. Этнографические экспедиции обычно проводятся в теплое время года, мы выезжаем в села Астраханской области, опрашиваем местных жителей. Несмотря на то, что большее значение имеет устная информация, собираются и каталогизируются и объекты материальной культуры.

— А как дело обстоит с финансированием таких экспедиций?

— Чаще всего этнографических полевых исследований проводятся исследователями самостоятельно, в личном порядке. Но есть и целевые этнографические экспедиции в некоторых научных учреждениях нашего города, в частности, в Астраханском областном научно-методическом центре народной культуры. Кроме того, на территории региона проводятся этнографические исследования сотрудники других российских научных центров.

— Местное население адекватно реагирует на Вашу работу или случаются эксцессы? Не могли бы Вы припомнить интересную или необычную историю и рассказать нашим читателям?

— Реагируют по-разному. В целом, относятся с пониманием и помогают. Бывало так, что некоторые жители принимали нас за журналистов или чиновников, с которыми они связывали решение своих личных проблем, например, спрашивали, когда им проведут газ или починят дорогу. Но, такое случалось редко.

Однажды, году в 2003, в одном селе нас встретили местные бандиты или кто-то в этом роде, которые, видимо, приняли нас за «конкурентов» и пытались «наехать». К счастью, после объяснений, дело кончилось миром. Когда этнографическая экспедиция организована заранее и по договоренности, общение с местным населением проходит более результативно.

Был случай, когда один мой коллега, изучая окрестности одного из сел, случайно забрел на территорию закрытого военного объекта и был задержан охраной. На его объяснения, что он является этнографом, военные отреагировали с еще большей опаской и доставили к командиру. После долгих разбирательств, исследователя наконец отпустили.

— Андрей Вячеславович, Вы уже давно занимаетесь исламоведением. Что для Вас ислам?

— Ислам для меня вначале представлял совершенно неизвестное и непонятное явление, к тому же «неродное», если можно так сказать, так как я сам русский, православный человек. Но со временем, изучая историю и этнографию астраханского ислама, я все больше в них погружался. И сейчас, пожалуй, даже больше разбираюсь в основах и структурах исламской повседневности, чем в традициях православной культуры.

Все же подчеркну, что, прежде всего, для меня ислам — это объект научного интереса, но во многом уже личного, близкого для меня. В нашем обществе в последнее время нарастает исламофобия, порожденная, во многом, невежественными и стереотипными представлениями об исламе. За годы своих исследований в области исламоведения я могу уверенно утверждать, что это — глубочайшее заблуждение: ислам — религия мира и добра, неотъемлемая часть культуры и истории нашей родины, как и православная, буддийская и иудейская традиции.

— Андрей Вячеславович, Вы упомянули, что в прошлом занимались археологией. Что Вы можете сказать о такой беде, как «черные» археологи? Ведь в Астраханской области много объектов, которые могут представлять интерес для незаконных раскопок.

— Это беда приобретает все больший масштаб, потому что если раньше этим делом занимались единицы, то теперь наблюдается увеличение количества организованных групп «черных» копателей. Занимаются незаконными раскопками не только местные «энтузиасты», но и «гастролеры» из других регионов. Они оснащены дорогой техникой, и порой гораздо лучше, чем профессиональные археологи. По моему мнению, для борьбы с ними — а необходимость этой борьбы не вызывает у меня сомнений — требуется активизация деятельности правоохранительных органов в сфере охраны памятников истории и культуры, ужесточение уголовной ответственности, ограничение продажи спецтехники (в частности, металлодетекторов). Многие граждане, которые занимаются подобной незаконной деятельностью, не стесняются и выкладывают «отчеты» в соцсести и на специализированные форумы. Также на них договариваются о будущих поездках и обсуждают свои находки, что уж совсем ни в какие ворота.

— Недавно Вы стали руководителем нового исследовательского центра. Чем занимается эта организация?

— Это Ассоциация содействия евразийской интеграции «Международный центр современных исследований „Каспий-Евразия“» на базе моего родного университета — АГУ. Основными целями нашей деятельности являются содействие сотрудничеству РФ и стран Прикаспийского и Центрально-Азиатского регионов в научной, культурной, просветительской, социально-экономической, политической сферах и развитие, укрепление дружественных и партнерских отношений между этими странами.

Для достижения этих целей мы будем осуществлять совместно с иностранными и региональными научными, неправительственными учреждениями проведение семинаров, круглых столов и других мероприятий, направленных на широкое обсуждение в обществе преимуществ и выгод евразийской интеграции, а также создание и поддержку электронных информационных ресурсов в сети Интернет.

В ближайшие дни, а именно 1 марта, наш Центр проведет Круглый стол «Парламентские выборы в Казахстане: опыт функционирования механизмов общественного контроля. Взгляд из России». Мероприятие будет посвящено досрочным парламентским выборам, которые состоятся 20 марта в Казахстане. В нем примут участие политологи и историки Астрахани и Москвы, студенты и магистранты из России и Казахстана.

— Спасибо, Андрей Вячеславович, за Ваше интересное интервью. Надеемся на дальнейшее плодотворное информационное сотрудничество.

Источник: Астрахань.Сайт