Рейтинг:  0 / 5

Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

По данным источников «Пункта-А», ФАС РФ могло выступить против покупки иранцами акций Астраханского порта из-за политических мотивов. Возможно, Россия готовится к обострению отношений с Ираном.

Иран - Астраханские порты

Экономика или политика?

Не так давно Арбитражный суд Астраханской области принял обеспечительные меры по иску Федеральной антимонопольной службы РФ к трем иностранным акционерам ОАО "Астраханский порт" о признании недействительными сделок по приобретению ими акций общества. Основание для иска об отказе в сделке: ближневосточные предприниматели аффилированы между собой и могут заполучить слишком большую долю в стратегически важном предприятии.

 

Собеседник, знакомый с ситуацией, рассказал «Пункту-А»:

– Иск ФАС РФ был направлен конкретно против акционеров. Три иностранные компании – Khazar Sea Shipping Lines (Иран), South Way Shipping Agency (Иран) и Azores Shipping Company L.L.FZE (ОАЭ) – направляют средства на погашение долгов и развитие порта. Поэтому действия антимонопольной службы в компании вызывают непонимание. Логично связать эту неожиданную активность с политической ситуацией на Каспии.

История вопроса

ОАО "Астраханский порт" - одно из крупнейших предприятий портового комплекса области. Перерабатывает все виды генеральных и навалочных грузов, контейнеры. В состав ОАО "Астраханский порт" также входят пассажирские причалы. Предприятие имеет стратегическое значение для России в Каспийском бассейне.

В начале 2011 года Khazar Sea Shipping Lines (Иран), South Way Shipping Agency (Иран) и Azores Shipping Company L.L.FZE (Объединенные Арабские Эмираты) приобрели в совокупности 53,66% обыкновенных акций ОАО "Астраханский порт".

  • Khazar Sea Shipping Lines приобрел 24% акций,
  • South Way Shipping Agency21,99%
  • и 7,67% акций стало принадлежать Azores Shipping Company L.L.FZE из ОАЭ.

Для справки, в госсобственности остается блокирующий пакет из 25,5% акций порта.

Сделка была одобрена региональным управлением Федеральной антимонопольной службы (ФАС).

Однако спустя полтора года после завершения сделок неожиданно для всех делом заинтересовались федеральные специалисты-антимонопольщики. Они направили в Арбитражный суд иск о признании сделок недействительными. И по итогам заседания в середине июля выиграли первый раунд. Пока что тяжба продолжается, но суд уже запретил руководству ОАО «Астраханский порт» выводить средства на выплату дивидендов акционерам, в т.ч. иностранным (и вообще каким-либо образом выводить средства, кроме как на оплату текущей деятельности).

Астраханский порт

Мнение

Источник «Пункта-А» прокомментировал ситуацию следующим образом:

– Перед заключением сделки в начале 2011 года порт обратился в УФАС по Астраханской области. Управление сделку одобрило. После чего письмо направили в ФАС России, но ответа так и не получили. Теперь федеральные чиновники опомнились. Спустя полтора года ФАС РФ обратилось с иском в суд, с требованием признать сделку незаконной. Мотивировали тем, что две иранские компании якобы аффилированы между собой и сделка противоречит законодательству, так как по мнению службы, доля приобретенных акций составляет более 25%. При этом никаких доказательств, что две иранские компании каким-либо образом аффилированы, ФАС РФ на суде не представил. На каких основаниях был выдвигается иск? Лишь на том основании, что компании родом с Ближнего Востока (а две из них – из одной исламской республики)? Я не вижу здесь экономической целесообразности. Такое поведение может объясняться лишь политическими мотивами. Например, возможным обострением отношений с Исламской Республикой Иран.


Справка «Пункта-А»:

По данным ОАО «Астраханский порт», в январе-июне 2012 года общество снизило чистую прибыль (по РСБУ) в 6,3 раза по сравнению с аналогичным периодом 2011 года - до 7,455 млн рублей. При этом, выручка от продаж увеличилась в 2,9 раза - до 48,684 млн рублей.

По данным ОАО, после смены акционеров и почти трехлетнего простоя в 2012 году порт возобновил производственную деятельность, обновил крановое хозяйство, получил заказы. Теперь из-за иска ФАС РФ дальнейшее развитие порта находится под угрозой.

 


Комментарий «Пункта-А»:

Тезис, высказанный нашим собеседником, выглядит весьма претенциозно.

С точки зрения экономики сделка выглядит совершенно легально. Блокпакет акций порта у России остается. Так что какие бы решения ни принимали ближневосточные акционеры (даже обладая контрольным пакетом в 53,66%), распоряжаться портом они смогут только под чутким контролем российского руководства.

Тогда в чем состоит гипотетическая опасность, от которой пытаются уберечь порт федеральные чиновники? И каким образом возможно развитие событий в отношениях РФ и ИРИ, чтобы подобная опасность стала реальной?

Можно предположить возможность двух сценариев:

  • Россия под давлением западного сообщества поддерживает международную экономическую блокаду Ирана (об усилении мер подготовки в усилению экономической блокады недавно как раз говорил президент ИРИ Махмуд Ахмадинежад; возможно, он имел ввиду российское направление)
  • или Иран вступит в военные действия против США (о возможности такого развития событий иранские власти заявили буквально в конце прошлой недели, комментируя возможную агрессию США против Сирии)

В первом варианте астраханский порт станет для России раздражающим фактором. Перед иранскими инвесторами придется объясняться: порт есть, но грузы через него пропускать не положено. Во втором варианте объясняться за порт России придется уже перед США.

Плюс, теоретически возможно, что под контролем иранской стороны через порт могут быть налажены нелегальные поставки, например, вооружения. Если сейчас в грузах, следующих из Ирана, таможенники обнаруживают партии наркотиков, то что мешает в иных случаях провозить по тем же каналам, например, вооружение? Так как порт принадлежит иранским инвесторам, к нему будут идти иранские танкеры. Что они повезут – неизвестно. В таком случае порт в центре Астрахани может превратиться чуть ли не в военный форпост чужого государства на нашей территории.


Update:

Впрочем, все эти рассуждения, вполне возможно, могут оказаться бессмысленными. Ведущий эксперт УК «Финам Менеджмент» Дмитрий Баранов (г. Москва) заявил «Пункту-А»:

– Никакой политической подоплеки я здесь не вижу. ФАС РФ принял решение оспорить сделку на основании законодательства. Там были зафиксированы определенные нарушения (какие именно, я по памяти сказать не готов). Если какая-то из сторон считает, что ее права нарушены, то для этого есть суды. Но пока попыток оспорить решение Арбитражного суда не было.

Источник: Информационно-новостной ресурс Пункт-А

Комментарии   

0 # sic 19.06.2015 18:05
Судя по акционерам, сейчас порт принадлежит Ирану и ОАЭ - http://sic-transit.ru/all-news/komu-prinadlezhit-astrahanskiy-port
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Сегодня

По хиджре: 01 Рамадан 1438
Григор.: 26.05.2017

Время намаза

Сухур:
Фаджр:
Шурук:
Зухр:
Аср:
Магриб:
Иша:

Расписание по дням