Проблема подготовки качественных кадров в духовной сфере в нашей стране стоит остро. Астраханского имама изгоняют из мечети.
И власть, и общество сокрушаются, что трудно найти образованных и деятельных религиозных служащих, которые бы наследовали нашей традиции. Тем паче вызывает недоумение, что таких людей выдавливают с места работы по тем или иным надуманным причинам. Такая коллизия, к примеру, случилась с имамом одной из мечетей Астрахани Ильдаром хазратом Даировым. Образованный имам, знаток наследия татарского богослова Ризаэтдина бин Фахрутдина, который в большом авторитете у местной мусульманской и татарской общины — был уволен с места духовного служения. Это можно охарактеризовать не иначе как правовой беспредел и недальновидная политика властей, которые разбрасываются такими штучными кадрами.
О причинах увольнения мы поговорили с самим Ильдаром хазратом: Я работаю в Духовном управлении мусульман Астраханской области с 1995 года. Религиозное образование получал в Казани, в медресе имени «1000-летия принятия Ислама» в Закабанной мечети, при Исхаке хазрате Лутфуллине. Имею диплом. Но буквально три дня назад я был приглашен в прокуратуру области, где мне заявили, что мой диплом недействителен. Точнее, он не соответствует требованиям нашего ДУМ. По уставу, у нас можно работать только с дипломами учебных заведений, относящихся к ЦДУМ. В прокуратуре предупредили, что я могу быть привлечен к ответственности по пакету Яровой за то, что, не имея богословского образования, занимаюсь духовным призывом. Проповедовать традиционный ислам Ризаэтдина бин Фахрутдина вне закона Для меня это полная неожиданность, ведь с 1995 года по сей день я работал с этим дипломом, и никаких претензий к нему не возникало. Занимал разные должности — имам-хатыба, имам-мухтасиба, преподавал в медресе. Поэтому мне такая причина кажется надуманной. Если так посудить, сегодня 30–40 процентов всех имамов Астраханской области не имеют вообще никакого образования и дипломов, однако решение принято только в отношении меня. Если это плановая работа по проверке профпригодности имамов, почему начали именно с нашей мечети? Мне кажется, настоящая причина в желании отстранить от работы с уммой имамов активных, имеющих своё мнение. Как приехал сюда, начал просветительскую работу — проводил лекции, уроки при мечетях, сейчас занимаюсь популяризацией трудов великих татарских богословов и ученых, в частности, мы перевели и издали книгу Ризаэтдина бин Фахрутдина. В прокуратуре мне сказали, что заниматься всем этим мне также запрещается, так как это тоже будет расцениваться как миссионерская деятельность. Через свои каналы узнал, что, действительно, как к человеку ко мне никаких претензий, все дело в моей деятельности имама, общественного деятеля. С приходом нового председателя ДУМ области Рауфа хазрата Джантаева я чувствую к себе предвзятое отношение. Вроде бы, внешне ничего не изменилось — мы, как и раньше, относимся к ЦДУМ. Если честно, оно как было «болотом», так и остается. Что в те времена нам, активным имамам, не давали работать, все время по рукам били, ярлыки вешали, что «ваххабиты», то же самое сейчас в принципе происходит. Хотя до того, как он стал муфтием, мы были с ним как одна команда, сами же его продвигали, когда среди татар были возмущения, мы их успокаивали, чтобы национальный вопрос не поднимался. Сегодня получается, что на всякие мероприятия ходят у нас в основном казахи. И бывает так, что в те мечети, где имамы татары, куда ходят татары, приходят силовики, ребят забирают из мечети. Искусственно нагнетают обстановку, люди уже пугаются в наши мечети ходить. Все решает Талгат Таджутдин Сейчас получилось так, что махалля не может решать никаких вопросов, всё решает Талгат Таджутдин — так прописано в новом уставе, и этот устав нас заставили принять обманным путём. Раньше всё решала махалля, сейчас нет. Муфтий нас словесно уверил, что всё будет как раньше, а устав чистая формальность, оказалось, доверять сегодня никому нельзя. Думаю, эти действия направлены на то, чтобы подавить молодых татарских имамов. У нас активно работает Ильнур хазрат Асанов — это действующий имам-мухтасиб, человек, который начал практически все образовательные, социальные, просветительские проекты нашего ДУМ. Против него тоже потихоньку людей настраивают. Хотели у него собрание сделать, но так как в городе пошла шумиха из-за моего увольнения, у людей возмущение, они испугались и собрание перенесли на воскресенье. Думаю, что на этом не закончится, и если общественного резонанса не будет, будут потихоньку избавляться. До сегодняшнего дня работал в мечети на Аэропортовском шоссе. Проработал всего полтора года. Даже силовики удивляются — полтора года назад там никого не было, а сейчас наплыв, мечеть полная. Люди меня знают, потому что я работал во многих мечетях. Сторонники у нас есть, но те, кто возмущён, побаиваются выступать открыто, кто-то боится место потерять, кто-то травли прокуратуры, ФСБ. Мне предлагают поехать на переаттестацию в Уфу. Но я знаю по опыту Татарстана, как эта переаттестация проходит, как убирают неугодных имамов. Мы же прекрасно знаем, как в Татарстане у очень грамотных людей переаттестацию принимали безграмотные люди, и к чему это в Татарстане привело. Я просто понимаю, что и со мной так же произойдёт. Здесь буквально неделю назад приехал человек с Уфы, для повышения квалификации имамов, проводил лекции. Наш муфтий меня не предупредил, хотя знал, что у меня образования нет ЦДУМовского. Ему не надо, чтобы я прошёл переаттестацию и продолжил работу, а нужно, чтобы я ушёл. Здесь во время лекций один из имамов по некоторым вопросам поспорил с человеком из ЦДУМ, так ему не дали никакой корочки, сказали, приедешь в Уфу на переаттестацию. Понятно, что его там тоже забракуют. О планах, которым могут помешать Не знаю, что я могу сделать в такой ситуации. Есть желание основать общественную организацию, заниматься правовой поддержкой и адаптацией детей из детских домов. Узнал о деятельности организации по реабилитации осужденных, которая уже три года существует в Татарстане. Хотел бы по примеру этой организации работать с детьми-сиротами. Но в прокуратуре мне сказали, что с моим дипломом я не могу делать и эту работу. И мне непонятно, причем здесь мой диплом — моя новая деятельность никак не будет связана с Духовным управлением, ни с областным, ни с ЦДУМ
Источник: ТатПолит - концептуальная площадка