Часто в беседах можно услышать о том, что человек говорит приблизительно такое:
«Я призывал, увещевал, советовал, но Субхан Аллах он не принял! Хотя, что тут удивляться, неверные, надменно отворачивались еще во времена Нуха, Лута, Ибрагима и других пророков»
При том в интонации чувствуется отвращение к непринявшему информацию. Я хочу чтобы Вы прочли именно так, с интонацией. Это очень важно!
Почему? Чтобы мы со стороны взглянули на эту проблему.
В подобной интонации есть:
- Отвращение к людям
- Ненависть
- Надменность
- Самолюбование
- Обольщение тем, словно человек сам пришел к Исламу
И если посмотреть историю пророков, было ли у них отвращение к людям? Было ли еще что-то из этих шести пунктов? Естественно ответ будет "нет"!
В них была ненависть и неприятие к совершаемым нечестиям в среде людей, переживание за положение общества. И это не было ненавистью к творением Аллаха. Избранниками Господа двигало желание уберечь свой народ от того, чего они желали самим себе и уберечь от того, чего не хотели для себя самих.
Ими двигала искренняя забота и любовь к людям. Пророки не опускались в уличные разборки с людьми, где человек может безвозвратно потерять достоинство или дать оппонентам повод для порочения. Пророки не грубили, даже в самое печальное мгновение своей жизни.
«Я призывал их, они не послушали! Да что там! Аллах в Коране даже говорит, что люди не слушали его Посланников!»
Тогда назревает вопрос:
- А ты объяснял им так же, как объясняли пророки?
- А ты держался с людьми так же, как держались пророки?
Ну, и самый, пожалуй, главный вопрос
- А у тебя намерения совпадали с намерениями пророков?
Ведь, зачастую нас не хотят слушать
Из-за косноязычности
Человек косноязычен тогда, когда у него скудный словарный запас.
Словарный запас скуден тогда, когда человек не любит читать книги.
А когда человек не любит читать книги — это явный признак того, что человек не хочет развиваться.
А если человек не хочет развиваться, то он лжет, что хочет успеха в обоих мирах.
Если не любишь до сих пор читать, задумайся.
Расширяй кругозор!
Из-за неубедительности
Идя рука об руку с предыдущим пунктом, неубедительность является не меньшим отталкивающим явлением, которое воздействует на умы и сердца людей. Мертвенный академический подход в рассказах хорош лишь как желание продемонстрировать свою осведомлённость в делах религиозных, но никак не в донесении истины.
Кроме того, велик тот риск, в результате вы получите человека, неосознанно испытывающему антипатию к вам. Оно и понятно, ведь вы уязвили его самолюбие, а это самое ценное в сознании людей, далеких от веры в Единого Бога.
Что нужно?
- Искренность. Часто говорим об искренности, но ещё чаще она искажается и деформируется внутри нас. Это основа всех основ и то, за чем нужно следить регулярно. Если вам кажется, что она у вас неизменна, то сфокусируйтесь на вопросе "а для Кого и ради чего я этим занимаюсь", "а ради чего я сейчас это прознес(у)?" на протяжении всей недели. Уловили суть?
- Снисходительность. Люди не осведомлены и нередко не готовы к неизвестности. Неизвестность пугает всех нас, так как мы не знаем за что можно ухватиться. Стоит учитывать это в общении с людьми. На любые темы.
- Доброжелательность. Даже если оппонент в нападках на вас. Ваша награда у Аллаха. Вы даёте человеку поток кардинально нового видения и требуете от него принятия всего этого как Истины сразу и незамедлительно, не давая времени на размышления.
Подумайте, прежде чем совершать подобное:- Что будет легче человеку: отказаться от поверхностных рассказов человека, который сам знает лишь основы всего или остаться на том, что пусть и плохо, но ему хорошо понятно и известно?
- Что будет удобно вам: тратить своё время, переживать и заботиться о человеке, помогать ему и оказывать искреннюю помощь или найти кучу доводов против него, назвать его заблудшим и безнадежным? Признайтесь себе сейчас! Если мы узнали в этом пункте себя - нам самим требуется то, что хотим давать.
- Компетентность. Это показатель ваших фундаментальных и достаточных систематизированных знаний и правильного понимания основ религии.
- Учтивость. Это самый основной иллюстратор вашей степени набожности и достойности донесения такой ответственной информации.
- Позитивный настрой и позитивный ход мыслей. Чтобы нести добро надо быть добрым самому, чтобы было хорошо, нужно думать о благом исходе, ибо Господь - Благой, Милостивый и Милосердный.
- Будьте лучшего мнения о людях. Дайте им шанс быть хорошими. Не знал откуда это возникло в моей голове, но практика показала, что когда я давал людям шанс проявить себя благородными действовал на них. Они хотели быть такими и у меня возникла непоколебимая вера, что каждый человек может встать на путь добра и искренности.
Чтобы был успех, надо быть успешным
- Успешный духовно богат, неудачник морально беден.
- Удачливый может позволить себе великодушие и прощение, для неудачника это непозволительная роскошь
- Удачливый видит крупные добрые линии в человеке, неудачник рад каждой черточке слабости
- Удачливый щедр на благие слова, неудачник - на скверные
- Неудачник любит говорить о проблемах, удачливый - что нужно и как преодолевать проблемы
- Неудачник считает, что истина только за ним. Удачливый внимает и думает.
И в завершении хотелось бы сказать, что помогать может тот, кому есть что дать. Стоит работать над собой, учиться чему-то новому постоянно, расширять свой кругозор. Ведь как говорят "тот кто стоит на месте, тот уже отстал". Если нам не хватает терпения, если негатив оппонента передаётся вам, а вы не можете ответить добром, вы встаёте в тупик в диалоге, то стоит задуматься над тем, чтобы сперва поработать над собой.
Сулейман Ширвани